Электромобили в грузовых перевозках для России: утопия или реальность
Недавно прошла информация о том, что владельцы электромобилей могут получить преимущество при прохождении пограничных и таможенных процедур, а также при погрузке на паромы и что Комитет Госдумы РФ по транспорту и строительству направил соответствующее предложение на рассмотрение Правительства РФ. И мы разобрались, какие разработки в модернизации грузового транспорта есть в мире, какие из них имеют шанс получить широкое распространение в нашей стране.
Предполагается, что электрокарам могут предоставить право двигаться по трассам по выделенным полосам. Еще одна преференция может касаться организации специальных парковочных мест, предназначенных только для экотранспорта.
Также владельцы электрокаров могут получить ряд преимуществ при прохождении границы. Соответствующие предложения по результатам «круглого стола», организованного комитетом ГД по транспорту, направят в кабмин.
Указанные инициативы обусловлены тем, что развитие электротранспорта предусмотрено стратегиями РФ и документами ЕЭК, но при этом в стране парк электромобилей небольшой и менее приспособлен к российским городским условиям.
Так, на одной «зарядке» электромобили могут в среднем проехать не более 120 км, однако сюда необходимо закладывать расход на обогрев салона, стояние в пробках и очередях, в том числе на границе.
Депутат Госдумы Александр Васильев, который для «Парламентской газеты» давал комментарии по этому вопросу, уточнил, что в Евросоюзе экологическому транспорту уделяют больше внимания. Так, в городах выделяют для них специальные парковочные места и ставят «электрические» АЗС. При пересечении границы владельцы электрокаров могут воспользоваться электронной записью, чтобы не терять время и заряд в очередях.
В свете описанных выше инициатив актуальным видится оценить перспективы использования альтернативных видов транспорта в условиях российских финансовых, технологических и погодных условий.
Разберемся какие разработки в модернизации грузового транспорта есть в мире, почему вообще стоит искать альтернативы дизельным большегрузам и какие из них имеют шанс получить широкое распространение в нашей стране.
Появление альтернативного грузового транспорта в России обусловлено двумя причинами: экология и природные ресурсы.
Сейчас на каждом углу трубят о том, что если в нашей жизни не появится место для заботы о природе, то через несколько десятков лет на Земле просто-напросто не будет места для нас. И это уже мало похоже на прогнозы очередного пессимиста.
Многие страны это понимают, поэтому ищут более щадящие пути развития экономики. Так появилось Парижское соглашение о климате, которое призывает страны уменьшить количество выбросов и таким образом не допустить роста средней температуры.
Россия тоже признала, что климат меняется во многом из-за человеческой деятельности, и подписала соглашение в сентябре 2019 года.
Сразу после этого глава Минэнерго объявил, что наша страна будет разрабатывать стратегию экологического развития до 2050 года, в которой будут учтены и требования Парижского соглашения. Поэтому нас наверняка ждут изменения. В том числе в сфере транспорта.
Никто не может точно сказать, через сколько лет мы исчерпаем запасы нефти и газа и исчерпаем ли. Хотя существует теория, называемая pick oil, которая подразумевает резкий спад в отрасли нефтегазовой добычи после пикового периода. По прогнозам, он наступит в районе 2020–2040 годов.
Но более вероятный сценарий, по мнению экспертов, такой: нефть и газ просто-напросто будет сложнее добывать, а значит, дороже. Поэтому есть риск, что цены на бензин и дизель взлетят. И в этом случае альтернативный транспорт придётся очень кстати.
В настоящее время можно выделить следующие тенденции в модернизации грузового транспорта в мире:
электро-транспорт на литиевых батареях, гибридный транспорт, водород в качестве топлива, солнечная энергия.
Литиевые батареи
В настоящее время это самый популярное «топливо» для транспорта будущего. Разработками электрических грузовиков на их основе занимаются многие компании с мировыми именами, включая Tesla, Man, Daimler, Volvo. Именно на них возлагают большие надежды как эксперты, так и ведущие автомобилестроительные концерны. Причины: они позиционируются как экологичные и безопасные. А создание зарядных станций для них не стоит огромных денег.
Но у «грузовиков будущего» на литиевых батареях есть минусы, которые не позволят им в полной мере заменить дизельные:
Небольшой запас хода (в среднем до 500 километров на одном заряде, но чаще около 200–300 километров).
Невозможность полноценно функционировать при низких температурах.
Большое количество времени на подзарядку, что совсем не выгодно для сферы грузоперевозок, где сроки доставки строго регламентированы.
Снижение функциональности батареи при перевозке тяжёлых грузов.
Высокая стоимость аккумулятора, а значит, и автомобиля.
Под сомнение ставится и их главный плюс — экологичность, потому что литиевые батареи быстро приходят в негодность. Средний срок службы — от трёх до пяти лет. А на их разработку тратится слишком много ресурсов.
Пантографы (транспорт-гибрид)
Ещё одна из разновидностей электрического грузовика. В отличие от тех, что работают на литиевых батареях, эти получают ток из проводов, протянутых вдоль дорог. Разработала такой вид транспорта компания Siemens совместно со Scania. Затем идею подхватили Mercedes и DAF.
Почему они интересны:
Гибридный аккумулятор, который позволяет ездить как на электричестве, так и на дизеле.
Стоимость грузовиков значительно ниже цены автомобилей на литиевых батареях.
Более высокая экологичность, чем у традиционных грузовиков (хотя из-за дизеля тут не всё так однозначно).
Причины, по которым они не заменят дизельные:
Они не мобильные (только если за счёт того же дизеля, но в этом мало смысла).
Дорогая инфраструктура: у Германии на создание электрифицированной дороги длиной 10 километров ушло €14,6 млн.
Это интересная разработка, которая может помочь сократить выбросы, но она не для повсеместного использования.
Водород
В качестве топлива для автомобилей водород использовался и раньше, но повышенный интерес к нему в сфере грузового транспорта начался совсем недавно.
Сейчас его используют как топливо для двигателя внутреннего сгорания, так и в качестве элемента, заряжающего аккумулятор грузовика.
Ведущий игрок в сфере создания грузовика на водородном топливе — Nikola Motors. Их автомобили как раз работают на аккумуляторах, которые заряжают с помощью водорода. За ними подтянулись такие автомобилестроительные корпорации, как Toyota и Hyundai.
Несколько плюсов транспорта на водородном топливе:
Проезжает без дозаправки от 400 до 1200 километров (показатель во много зависит от производителя).
Не подвержен перепадам температур.
Заправляется за несколько минут.
Имеет близкий к дизельному двигателю КПД (по заверениям производителей).
Может перевозить большие грузы без потери мощности.
Минусы:
Водород взрывоопасен (при соприкосновении с воздухом).
Несовершенная и затратная с финансовой точки зрения техника выделения и хранения водорода (его получают путём электролиза воды, а также выделяют из других природных ресурсов, в том числе нефти и газа).
В перспективе — дорогая инфраструктура.
В случае получения водорода из нефти и газа экологичность этого вида топлива остаётся под вопросом.
Солнечная энергия
Как самостоятельный источник топлива солнечные батареи использовать достаточно сложно из-за непрактичности и небольшого КПД. Но в отрасли грузоперевозок их всё равно активно используют, чтобы снизить расход топлива и сократить количество выбросов.
Компания Man разработала малотоннажные автомобили с солнечными батареями на крыше специально для DHL Freight. Последние используют автомобили на последнем этапе доставки грузов.
Конечно, главный плюс такого вида энергии — экологичность. В остальном он сильно проигрывает другим видам топлива. Среди минусов:
Невозможность работать на полную мощность в любой точке земного шара (в России в том числе).
Низкий КПД в сравнении с дизелем и другими видами топлива.
Высокая стоимость солнечных батарей и автомобиля на них.
Отсутствие станций обслуживания для таких транспортных средств.
Сможет ли хотя бы одна из существующих модернизаций грузового транспорта прижиться в России
Это главный вопрос.
Все разработки, представленные в материале, зарубежные. В России, к сожалению, работа в этом направлении не ведётся. Совсем. Но мировые тенденции диктуют свои правила. Если опираться на них, дизельный транспорт, вероятнее всего, уйдёт в прошлое.
Пусть не скоро и не сразу.
Что же тогда заменит его?
Эксперты прогнозируют, что в сфере грузоперевозок с этой ролью сможет справиться автомобиль на водороде. Несмотря на все несовершенства технологии, а также её дороговизну, у этого вида топлива большие перспективы. Указанная позиция обусловлена следующим.
Сейчас только тестируются первые концепты грузового транспорта на водороде. Но они уже демонстрируют результаты, которые больше всего отвечают запросам нашей отрасли.
Показатели его работы не зависят от окружающей среды. А значит, с российскими погодными условиями он может справиться на отлично.
Если получать водород путём электролиза воды, транспорт станет в полном смысле слова экологичным: не будет выбрасывать в атмосферу ничего, кроме воды.
Конечно, без минусов никуда. Его безопасность, технологии выделения и хранения на данный момент вызывают вопросы. Но интерес к нему растёт. Инвестиции в разработку тоже. А значит, шанс это исправить есть.
И пускай на данный момент бытует мнение, что в нашей стране никаких изменений в части альтернативных видов транспорта в скором времени не предвидится, финансовые, технологические и погодные условия не дадут альтернативным видам транспорта полноценно войти в нашу жизнь, и сами разработки в этой области пока несовершенны.
Мы верим в лучшее и в силу прогресса.
По материалам
информационного портала vc.ru
информационного портала Провэд Медиа
информационного портала Logirus