Маркировка как ловля в мутной воде
Вопрос обязательной маркировки у всех на слуху. Ниже лонгрид обо всем, что за последнее время было вокруг этой тематики. Актуальное состояние требований по маркировке по группам товаров вы можете смотреть в нашей базе знаний.
Судя по тому, как в последнее время развиваются события, обязательная маркировка некоторых категорий
товаров, которая стартовала в 2019 году, может стать своего рода яблоком раздора. Дело в том, что вокруг нее закипают нешуточные страсти именно из-за того, что здесь четко просматривается интерес крупного частного капитала.
Уже понятно, что некоторые его «продвинутые» представители вполне успешно предприняли серьезную попытку превратить в целом благую идею в новый неиссякаемый источник финансового потока в личный карман. Сегодня не осталось сомнений в том, что расплачиваться за все происходящее в конечном итоге будут рядовые потребители. Похоже, что лавры, полученные создателями системы «Платон», в том числе за государственный счет, кое у кого вызывают реальную зависть и желание тоже «отчебучить» нечто подобное.
Напомним, что на сегодня уже определен оператор так называемой государственной информационной системы цифровой маркировки и прослеживания – им стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он создает единую российскую систему цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак». Из открытых источников следует, что ЦРПТ является совместным проектом USM Алишера Усманова («Петер-сервис», 50%), госкорпорации «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%). Получается, что опосредованно государство будет контролировать лишь четверть. Остальное будет в частных руках.
При этом до сих пор ни чиновники, ни так называемые выгодополучатели не привели по поводу маркировки сколько-нибудь вразумительных аргументов и фактов, наглядно показывающих, во что же все-таки реализация данного проекта выльется. О том, что там не все так просто и гладко, как представляют происходящее в своих выступлениях апологеты внедрения маркировки, в том числе в части реальных затрат на реализацию проекта, говорит хотя бы такой факт: недавно стало известно, что компания Danone, в свое время инициировавшая эксперимент по маркировке молочных продуктов, не стала участвовать в пилотном проекте. В качестве одной из главных причин отказа была названа непомерная финансовая нагрузка. Об этом РБК рассказал генеральный директор российского офиса Danone Чарли Каппетти.
Напомним, что официальной причиной введения системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров стало анонсированное властями стремление добиться «снижения доли нелегальной продукции в РФ».
Предполагается, что в полном объеме все должно заработать к 2024 году.
Однако старт процессу уже дан:
— с 1 июля 2019 года в России прекращен выпуск немаркированной табачной продукции,
— с 1 октября введена обязательная маркировка для лекарственных препаратов категории ВЗН,
— с 1 января 2020 года это случится с остальными лекарствами.
Кроме того, с 1 декабря под маркировку должны попасть товары легкой промышленности, фотоаппараты, шины, парфюмерия. Также планируется осуществить переход на обязательную маркировку для большого списка промышленных товаров, то есть это коснется практически всех участников оборота.
Депутаты не в восторге
Представляете, какие барыши может принести воплощение задуманного в жизнь. Надежд, что этот процесс удастся хоть как-то притормозить, остается все меньше и меньше. Так, уполномоченные и ответственные за реализацию проекта представители федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) уже официально предупредили, что «никаких отсрочек не будет, и к обязательной маркировке необходимо начать подготовку уже сейчас». Поскольку проект, как сообщалось, реализуется на основе соглашения о государственно-частном партнерстве за частные средства, слабо верится, что участвующие в нем предприниматели являются альтруистами и не будут стремиться любыми способами вернуть вложенные средства.
Показательно, что в стороне от происходящего решили не оставаться и некоторые депутаты Государственной думы. Стало известно, что в конце сентября инициативная группа во главе с Анатолием Грешневиковым попросила Правительство РФ разъяснить, «проводился ли анализ целесообразности введения маркировки для каждой товарной группы, где она будет применена».
«Форсирование и тотальное внедрение обязательной маркировки в ее нынешнем виде вызывает серьезное беспокойство. Для участников рынка подключение к системе маркировки влечет необходимость колоссальных дополнительных расходов, как единовременных (переоборудование производственных линий и доработка IT-инфраструктуры), так и постоянных в дальнейшем (эксплуатационное обслуживание оборудования и ПО, закупка кодов). Только, например, для кондитерской отрасли указанные расходы составят десятки миллиардов рублей», — говорится в письме, отправленном председателю правительства.
По мнению депутатов, «предприятия неизбежно перенесут свои издержки по подключению к системе маркировки на розничных покупателей, что приведет к росту цен, ускорению инфляции и снижению реальных доходов граждан. Кроме того, с рынка будут вынуждены уйти малые и средние предприятия, у которых не хватит средств на переоборудование производства. Маркировка ухудшит и конкурентные позиции экспортеров».
В связи с этим, как сообщил «Прайм», группа депутатов просит правительство оценить, все ли проведенные эксперименты подтвердили эффективность маркировки, а также были ли приняты все возможные меры для минимизации затрат на нее. Они также поинтересовались, на сколько по каждой категории товаров, подпадающих под маркировку, после ввода нового механизма будет снижена доля их незаконного оборота.
Похожие письма направлены в Генеральную прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу, Минэкономразвития и Минпромторг. Последнее из перечисленных ведомств первым откликнулось на запрос народных избранников. Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов сообщил РИА «Новости», что министерство направило ответ, «описывающий подходы по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке». Уточним, что депутаты попросили Минпромторг пояснить, как система маркировки будет работать для весовых и непакетированных товаров, доля которых, например, на продовольственном рынке превышает 50%.
У них все хорошо…
«Министерством рассмотрено данное обращение депутатов Государственной думы. На обращение был дан соответствующий ответ, описывающий подходы по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, которые позволяют минимизировать все описанные риски и негативное влияние на затраты бизнеса, — сказал Виктор Евтухов. — Одна из целей маркировки — получение оперативной и достоверной информации о движении товаров, которая, в свою очередь, позволит сократить объемы незаконного оборота, увеличит собираемость налогов и таможенных пошлин и в целом окажет влияние на развитие экономики и социальной сферы страны.
Оценка реальных затрат производителей и иных участников оборота товаров может быть объективно сформирована только в рамках соответствующего добровольного эксперимента при условии активного участия в нем хозяйствующих субъектов. В части экспорта товаров сообщаем, что данная продукция не подлежит маркировке средствами идентификации».
Даже не нужно быть специалистом в сфере словесной казуистики, чтобы понять, что в данном случае мы имеем дело с очередным ярким образчиком чиновничьей отписки. Причем, что показательно, даже в ответ на запрос депутатов Госдумы. Ясно лишь одно — в вопросе с маркировкой решили действовать по принципу «давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим, что получится». Авторов затеи уже сегодня, даже без эксперимента, можно смело заверить, что ничего хорошего и путного не выйдет, а будет пресловутое черномырдинское «хотели как лучше, получилось, как всегда». Применительно к России это определение — на все времена и поколения.
О масштабах происходящего можно судить по комментариям на депутатское обращение, предоставленным пресс-службой ЦРПТ: «В систему маркировки будет вложено 220 млрд рублей». Далее пошло некое лукавство: «Ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, не произошло ни роста цен, ни снижения ассортимента или опустения полок, не зафиксировано проблем как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Как правило, именно такими прогнозами пугают население и государство компании и различные организации, не готовые обеляться». Разбирать сказанное даже не стоит.
В то же время стоит отметить, что практически никто по большому счету не обратил внимание на то, как обязательная маркировка отразится на импорте попадающих под нее товаров иностранного производства.
Одними из первых забили тревогу парфюмеры. По прогнозам экспертов, новые правила неизбежно ударят по ассортименту недорогих сортов духов и туалетной воды и повысят стоимость практически всей линейки данного вида продукции. Так, в ассоциации «Русбренд» прогнозируют рост цен на парфюмерию из Европы и Америки на 5–15%.
Подчеркнем, что, согласно действующему законодательству, в случае с импортными товарами производители и поставщики должны будут наносить цифровые коды на упаковку до пересечения государственной границы России — за рубежом или на таможенных складах. Однако на сегодня в стране
нет ни одного, подчеркнем, ни одного склада, имеющего соответствующую техническую оснащенность для осуществления маркировки.
Обратной дороги нет
Минпромторг в начале октября опубликовал проект постановления правительства о правилах маркировки парфюмерной продукц ии — духов и туалетной воды, общественное обсуждение которого завершается 29 октября. Из него следует, что маркировка данной категории товаров будет обязательной с 1 июля 2020 года.
Сейчас она проводится в рамках эксперимента, участие в котором добровольное. Предлагается на упаковки наносить цифровой код Data Matrix.
На отечественные товары знаки идентификации будут размещать на производстве или в местах хранения. Импортную продукцию, как уже отмечалось, нужно маркировать перед началом таможенной очистки, то есть до пересечения границы. Как уточнили «Известиям» в одной из компаний-импортеров, оба предложенных варианта грозят производителям существенными дополнительными расходами. Будет проще проводить маркировку не на производстве, а на территории третьих стран — ближе к границе с РФ.
Правда, даже в этом случае изготовителям и поставщикам придется изменить всю логистику. Поскольку большинство компаний не располагает собственными складами во всех странах, то операции по выгрузке, маркировке и погрузке им придется доверить сторонней структуре, но при этом ответственность за правильность нанесения меток останется на производителе или импортере. Понятно, что такая перспектива мало кого радует.
Как известно, импортный товар поступает в запломбированных контейнерах в четком соответствии с сопроводительными документами. Если по пути следования его придется маркировать, то, скорее всего, возникнут дополнительные и весьма существенные затраты на его обработку, не исключен риск
пересортицы, появления брака и так далее. Значит, будет иметь место перетарка, ход которой ни поставщик, ни получатель проконтролировать должным образом не смогут. По оценкам участников рынка, доля импортных духов и туалетной воды в РФ — 50–70%.
Таможенные склады неудобны компаниям с экономической точки зрения. Они работают, пока функционируют таможенные посты, значит, процесс маркировки придется прерывать. Кроме того, доступ в зоны таможенного режима ограничен, попасть туда может лишь штатный персонал складов, а он точно
проводить маркировку не будет. За допуск третьих лиц владельцы площадей могут лишиться лицензии. Как сообщили эксперты, желание внедрить маркировку импортной парфюмерии на сегодня высказал лишь один владелец такого склада, остальные отказались, предложив лишь услуги по хранению. Если не будет найдено решение, которое позволит зарубежным компаниям маркировать свою продукцию в России уже после прохождения таможенных процедур, ассортимент импорта может существенно сократиться. Соседям в подарок Однако надежды на такой вариант не оправдались. Виктор Евтухов сказал «Известиям», что контролирующие органы против исключений из правил для импортной парфюмерии в части возможности ее маркировки на территории РФ, непосредственно перед выпуском во внутренний оборот. По его мнению, это может спровоцировать рост доли незаконного рынка и создание схем уклонения от требований об обязательной.
По материалам
информационного издания Таможенные новости