Первым оператором системы «санкционного» транзита под электронными навигационными пломбами стало ООО «Центр развития цифровых платформ». Уведомление о принятии такого решения в пятницу, 6-го марта, было опубликовано на сайте Министерства транспорта. Компания является «дочкой» оператора «Платона» («РТ-Инвест Транспортные Системы») и контролируется им на 100%.
«Минтрансом России принято решение об уполномочивании ООО «Центр развития цифровых платформ» осуществлять деятельность по наложению (снятию) электронных навигационных пломб», — указывается на сайте ведомства.
Это означает, что компания не только будет отвечать за использование электронных навигационных пломб, но и станет посредником между перевозчиком, желающим провезти транзитом по территории России «санкционные» товары, и Ространснадзором и Федеральной таможенной службой (ФТС). Она будет передавать надзорным ведомствам всю информацию о транспортной компании, автомобиле, доставляемом грузе и т.п.
При этом на самом деле операторов системы «санкционного» транзита может быть несколько (а не только одна компания), однако стать ими они могут только после того, как пройдут через допуск и будут утверждены Министерством транспорта.
Без такого допуска оказывать услуги по снятию/наложению навигационных пломб нельзя, в то время как устанавливать устройства, в принципе, могут только представители компаний, являющихся операторами.
Непосредственно сами перевозчики «вешать» пломбы не имеют права, а надзорные ведомства (ФТС и Ространснадзор), хотя и должны присутствовать при опломбировании, получают это право только тогда, когда возникает необходимость проверить транспортное средство уже в пути его следования.
Отметим: требования к операторам «санкционного» транзита, несмотря на то что официально его разрешили еще с 1-го июля прошлого года, Министерство транспорта утвердило буквально совсем недавно — в конце февраля.
Так, одно из главных условий, при соблюдении которого компания может стать оператором, — это наличие в ее собственности как минимум 15 тыс. электронных навигационных пломб. При этом к самим пломбам требования тоже установлены: они, прежде всего, должны быть произведены в России и работать на основе ГЛОНАСС.
Устройства должны обеспечивать передачу через каждые 2 часа таких данных, как координаты и скорость движения транспортного средства, а также сигнализировать оператору о попытке вскрыть грузовой отсек. Электронный блок, кроме того, должен хранить информацию обо всех необходимых документах (транзитная декларация, транспортная накладная, инвойс, акты таможенного досмотра и т.п.).
Что касается оператора системы, то таковой, чтобы получить допуск, должен также предоставить разработанную информационную систему, которая сможет отслеживать не менее 80 тыс. перевозок в год, организовать бесплатный колл-центр для перевозчиков (на русском и английском языках) и иметь свой сайт, через который перевозчики смогут присоединиться к системе.
Сама компания, естественно, должна быть зарегистрирована на территории России.
Правила «санкционного» транзита
В целом, транзит товаров, входящих в «санкционный» перечень, по территории России запрещен. С 1-го июля прошлого года его разрешили, но только при условии использования электронных навигационных пломб, которые, во-первых, могут отслеживать движение транспортного средства, во-вторых, предупреждать о попытке доступа к грузу, а потому дают надзорным ведомствам уверенность, что автомобиль с запрещенной продукцией не выгрузил ее по пути и действительно покинул территорию России.
Вместе с тем правила навигационного транзита тоже утвердили не сразу, а только в самом конце прошлого года.
В соответствии с ними перевозчик, который желает провезти транзитом «санкционный» груз, должен не позднее чем за 2 часа до пересечения границы предупредить о себе оператора системы, сообщив ему сведения о себе, об автомобиле, о грузе, а также указав планируемые даты въезда в Россию и выезда с ее территории. В свою очередь, все эти данные оператор передаст ФТС или Ространснадзору.
При этом въехать в Россию в таком случае можно не через все, а только через избранные пункты пропуска (равно как и выехать из нее): именно в них разрешается работать представителям операторов, которые, считай, единственные имеют право снимать и накладывать электронные пломбы.
Всего под навигационный транзит выделено 20 пунктов пропуска, среди которых три — это контрольные пункты на границе с Беларусью. (Их полный перечень можно найти по ссылке.)
На установку пломбы, кстати, дается не более 5 минут. Вместе с активированным устройством водитель получит также учетный талон: он должен будет хранить его в течение всего рейса и сдать при выезде из России. Только на выезде из России с грузового отсека автомобиля, естественно, снимут и пломбу.
При этом, отметим, грузовики с открытым кузовом к наложению пломб, в принципе, не допускаются.
Использование электронных навигационных пломб платное (оплатить услугу может как перевозчик, так и грузоотправитель или грузополучатель), однако тарифы на их снятие/наложение пока не установлены. На сайте ООО «Центр развития цифровых платформ» цены тоже не указаны. Единственное, о чем там на данный момент сообщается, это о способах оплаты: банковским переводом или банковской картой как непосредственно в офисе обслуживания, так и через личный кабинет в системе.
Вместе с тем штрафы за отсутствие пломб не предусмотрены, однако это совсем не означает, что транзит «санкционных» товаров без использования навигационных устройств останется безнаказанным. Такой транзит, повторимся, вообще запрещен, а потому при его обнаружении перевозчику вполне может грозить конфискация груза.
Добавим также, что «санкционными» считаются не только те продовольственные товары, которые произведены на территории ЕС, США и др. стран, введших в 2014-м году санкции против России, но и товары, выпущенные в Украине или прошедшие до того транзитом через ее территорию. Их транзит по России тоже возможен только при наличии электронных навигационных пломб.
По материалам
информационного портала trans.ru