Федеральная таможенная служба России полностью готова к внедрению представления предварительной информации (ПИ) о товарах, предполагаемых к ввозу водным транспортом, информационные системы готовы, налажен алгоритм передачи данных от участников ВЭД в ФТС России.
Такой ответ пришел РЖД-Партнер в ответ на запрос о критике готовности информационной системы таможенных органов РФ к внедрению ПИ на водном транспорте.

Так, заместитель председателя Общественного совета при Росгранице, директор проекта Single Window в Sea Express Group Владимир Коростелев сообщил о затруднении с производительностью при обработке документов, содержащих тысячу и более коносаментов и также об отсутствии нормативно-правовых актов на уровне государства, регламентирующих предварительное информирование и порядок подачи предварительной информации перевозчиками на водном транспорте. Эксперт высказался о том, что введение предоставления ПИ не ускоряет процесс и ФТС необходима модернизация информационной системы. По словам В. Коростелева, она состоит из сотни разрозненных подсистем, не связанных между собой.

Ранее Владимир Коростелев указывал на особенности работы КПС «Портал Морской порт».
В декабре 2018 года на совместном заседании подкомитета по логистике Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и ВЭД на тему «Транспорт и Логистика. Вызовы и возможности» были подробно обсуждены недостатки КПС ПМП и на основе состоявшихся выступлений морских перевозчиков в итоговую резолюцию были внесены следующие предложения:
«Поручить ФТС России принципиально переработать прототип КПС “Портал Морской порт” на основе положений Решения №51 Коллегии ЕЭК, Международной Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Конвенции ФАЛ) и международных стандартов электронного обмена данными ЭДИФАКТ ООН с учетом следующих предложений морских перевозчиков:
а) При подаче информации таможенные органы не должны требовать от морских перевозчиков ни бумажные документы, ни электронные копии бумажных документов,
б) КПС “Портал Морской порт” должен предоставлять возможность загрузки структурированных файлов с данными непосредственно морским перевозчиком без использования услуг коммерческих посредников,
в) Конвертация предварительной информации из международных сообщений о морской перевозке во внутренние форматы ФТС России должна быть реализована непосредственно на КПС “Портал Морской порт”, перевозчик должен иметь возможность подавать информацию в виде международных стандартных сообщений ЭДИФАКТ ООН,
г) Система управления рисками должна выдавать рекомендации таможенным органам до погрузки судна в порту – на этапе оформления разрешения на погрузку товаров,
д) До реализации указанных недоработок отложить внедрение КПС “Портал Морской порт”, поскольку при отсутствии механизма “единого окна” и сохранении бумажного документооборота его применение приводит к удорожанию и замедлению процессов оформления прибытия и убытия транспортных средств и грузов в морских портах и является дополнительным обременением для участников транспортного рынка».
В феврале 2019 года сразу из нескольких источников поступил полученный из ГУОТОиТК документ «Изменения в КПС “Портал Морской Порт”, которые будут способствовать развитию деятельности участников ВЭД в морских пунктах пропуска». В нем на двух страницах описаны изменения функционала КПС ПМП, которые последуют после доработки Портала в сроки до 01.02.2019 и 01.07.2019 (дата вступления в силу Решения ЕЭК об обязательности предварительного информирования на водном транспорте).
После изучения этого документа у экспертов оставались невыясненными следующие вопросы:
1) будет ли достаточно обязательных сведений, установленных Решением Коллегии ЕЭК №51, для подачи предварительной информации (далее – ПИ) морским перевозчиком? Ведь логика функционирования КПС ПМП может быть вполне реализована таким образом, что без представления ПИТ грузополучателем или привязки ПИТ им же перевозчик подать свою ПИ не сможет и пострадает за неисполнение обязанности по подаче ПИ, как это происходит в Свободном порту Владивосток. Иными словами – соответствует ли КПС ПМП по составу ПИ требованиям Решения Коллегии ЕЭК №51 и насколько?
2) Что это за электронные копии коносаментов? Это что? На судно с 2000 контейнеров надо просканировать 2000 страниц документов и завести куда-то? У нас этого в составе обязательной ПИ не было. Это похлеще безобразий, прописанных Департаментом государственной политики в области морского транспорта Минтранса России в приложениях к «Общим правилам плавания судов».
3) Понятно, что никакой ПИ в международном стандарте ЭДИФАКТ ООН или в формате электронной таблицы Excel таможенный КПС ПМП не принимает в отличие от коммерческих посредников. Может быть, проще поставить вопрос о запрете подаче ПИ в таможенные органы через коммерческих посредников (информационных операторов ФТС России), так как при этом не обеспечивается юридическая значимость электронного документа, подписанного ЭЦП перевозчика и перевозчик юридически не имеет право подавать ПИ непонятно кому?
Тогда, ситуация с «Порталом Морской Порт» оценивалась экспертами, как «чемодан без ручки». Пятый год отечественная таможня мучает и себя, и морских перевозчиков этим «программным продуктом» с изначально неверной идеологией. За это время при серьезном подходе к делу несколько раз можно было бы создать полноценный морской механизм «единого окна», что и было сделано, например, в Финляндии, где для разработки механизма «единого окна» PortNet в 2000 году потребовалось 9 месяцев работы и 1 (один) млн долларов финансирования, а сделали это совместно Tulli (аналог нашей ФТС) и FMA (аналог нашего Росморречфлота) на основании Конвенции ФАЛ.

На сколько ситуация изменилась к настоящему времени остается наблюдать на практике. Однако, по мнению экспертов, введение предоставления ПИ на водном транспорте не ускоряет процесс и ФТС необходима модернизация информационной системы.

Напомним, что предварительное информирование было введено с 1 июля согласно решению коллегии Евразийской экономической комиссии № 51 от 10.04.2018 г. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС перевозчик обязан подать ПИ за 6 ч до прибытия судна и получить уникальный номер от таможни.

По материалам:
Рамблер новости
Информационно-аналитического агенства SeaNews