В центре внимания — защита правомерных ожиданий декларанта. По мнению ВС чиновники не должны иметь возможность исправлять свои ошибки в административных процедурах с помощью судебного процесса, а решения таможенных органов, в том чисел классификация товаров должна быть прозрачной и предсказуемой.
Пленум Верховного суда подготовил проект постановления, посвященный спорам по Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. ВС хочет издать новый документ на замену разъяснений 2016 года, потому что новый кодекс вступил в силу в 2018-м.
Таможенный кодекс — это сложный нормативно-правовой акт, который содержит 465 статей и 300 отсылок к другим нормам. Суды применяют его по-разному.
Предполагается, что постановление ВС должно помочь сделать практику более единообразной.
Одна из ключевых идей проекта в том, что судебное разбирательство не должно подменять административную процедуру таможенного контроля. Таможенный орган не должен рассматривать судебный процесс как способ исправить свои ошибки во время контрольных мероприятий.
Также проект устанавливает правила разрешения коллизий между внутригосударственным правом и правом Союза: применяется право Союза, но при условии, если оно не нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией. Предполагается также, что нельзя придавать обратную силу новому таможенному регулированию, которое ухудшает положение участников внешнеэкономической деятельности.
Эти принципы проявляются также и в том, что касается классификации товаров.
В настоящее время вопросы классификации товаров, как при совершении таможенных операций, так и в пост-контроле, являются одними из наиболее чувствительных, как для бизнеса, так и для участников ВЭД.
Несмотря на имеющуюся нормативную регламентацию, здесь сохраняется вариантивность – некоторые позиции можно определять несколькими разными способами.
Однако декларанты вправе рассчитывать на прозрачный и предсказуемый результат.
Теме классификации в проекте посвящена отдельная глава. В частности, там говорится, что компании и таможенные органы в спорах могут ссылаться на международную практику стран, использующих Гармонизированную систему.
Кроме того, проект содержит разъяснения о спорах с участием граждан. Он рассказывает, как отличить товары, которые надо декларировать, от предметов личного пользования.
Здесь учитывают совокупность критериев: потребительские свойства, практику применения, количество, насколько часто лицо пересекает границу, и другое. Если человек в дальнейшем продал товар – это само по себе не значит, что он использовался не в личных целях. В то же время, систематическая (более двух раз) продажа может повлечь отказ в таможенных льготах.
По результатам обсуждения проект постановления отправлен на доработку.
По материалам
информационного портала pravo.ru