Руководитель Росаккредитации рассказал об инфраструктуре доверия и тенденциях в сфере сертификации
Об итогах уходящего года, изменениях в нормативно-правовом регулировании и о дальнейших планах рассказал руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев на Всероссийском форуме аккредитованных лиц.
Инфраструктура доверия
Задача системы национальной аккредитации – формирование инфраструктуры доверия к деятельности Росаккредитации, аккредитованным лицам и, в конечном итоге, к продукции. С каждым годом запрос на повышения доверия к результатам оценки соответствия и достоверным испытаниям растёт – граждане всё больше внимания уделяют качеству и безопасности приобретаемой продукции. Промышленность набирает обороты, и это тоже повышает спрос на то, чтобы товары, обращаемые на рынке, соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Добросовестная конкуренция, в том числе и с иностранными производителями, должна обеспечиваться инструментами подтверждения соответствия, заявил Алексей Херсонцев.
Меньше организаций – выше качество
В Росаккредитации считают закономерным процесс снижения количества органов по сертификации. В национальной части Единого Реестра сейчас около шестисот таких органов, но «не все занимаются работой по сертификации, и не все занимаются в целом активной работой». В Росаккредитации прогнозируют дальнейшее уменьшение количества органов по сертификации и ставят перед собой цель к концу 2020 года обелить рынок как минимум на 90%.
«Конечно, мы не говорим о десяти, двадцати или тридцати органах по сертификации, речь идёт о гораздо большем количестве. Но тренд, связанный с сокращением перечня таких организаций, налицо», – сказал Александр Херсонцев.
В 2019 год Росаккредитация приостановила деятельность 335 организаций — почти в два раза меньше, чем в 2018 году. Деятельность же 703 организаций Росаккредитация в 2019 году прекратила вовсе — за аналогичный период 2018 года такая участь постигла более тысячи организаций.
Особое внимание к экспорту
С ростом промышленности и переходом на цифровую экономику растёт запрос на качество метрологических работ. Есть мнение, что в будущем останутся лишь датчики и автоматизированные средства производства, и в этой связи единственное, что в оценке соответствия будет иметь значение – это точность измерения: «Футурологи говорят о том, что с развитием цифровых платформ роль органов по сертификации будет снижаться, а на первом плане будут инспекционные органы. Тем не менее, мировая практика показывает, что запрос на оценку третьей стороной остаётся актуальным».
Руководитель Росаккредитации отметил, что в контексте экспортного проекта и содействия российским производителям растёт задача подтверждения компетентности органов по сертификации средствами МСИ (межлабораторных сличительных испытаний). Во многих странах этому уделяется ключевое внимание, и существуют обязательные, хотя и не формализованные требования о том, что лаборатории, чьи протоколы сопровождают ввозимую в страну продукцию, должны участвовать в программах МСИ.
Если продукция не была сертифицирована надлежащим образом, завезена в Россию и находится на её территории, то применение пересертификации невозможно – необходимо проводить сертификацию с нуля.
Ключевые нормативные изменения
Ключевое событие 2019 года – ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Национальный институт по аккредитации развернул серьёзную работу, связанную с разъяснением положений нового стандарта – существуют даже он-лайн курсы для перехода к ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Документ установил общие требования к лабораториям: к их компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию. ГОСТ 17025 может применяться для оценки всех лабораторий, независимо от численности персонала. Особое внимание в новом стандарте уделяется вопросам, связанным с метрологической прослеживаемостью, отметил Херсонцев.
Изменения коснутся экспертов по сертификации. Законодательно новые требования сформулированы мягко: сведения о физических лицах, выполняющих работы по оценке соответствия, должны содержаться в Реестре аккредитованных лиц. Но де-факто – это формирование Реестра экспертов по сертификации. Документ вступил в силу летом 2019 года, и уже сформирована соответствующая база данных. По словам Херсонцева, эти данные будут важны для применения Постановления Правительства №1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него». В дальнейшем Реестр так же будет использоваться при проведении процедур подтверждения компетентности и оценки кадрового состава органов по сертификации.
Приказ Минэкономразвития №89 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации» вступил в силу 7 сентября 2019 года. Документ внёс изменения в изображение знака национальной системы аккредитации; в перечень сведений, содержащихся в акте экспертизы; в форму заявлений о предоставлении государственных услуг и в другие положения.
Не «ещё одна бумажка»
Алексей Херсонцев призвал аккредитованных лиц не забывать и о том, что документы, сопровождающие продукцию, в понимании их основных потребителей – покупателей, заказчиков, ритейла – это документы, выданные государством. Он отметил, что долгое время такие документы воспринимались как приложение к документам для осуществления внешнеэкономической деятельности – «ещё одна бумага при растаможке».
По материалам
информационного портала ПроВэд-Медиа.рф
Задача системы национальной аккредитации – формирование инфраструктуры доверия к деятельности Росаккредитации, аккредитованным лицам и, в конечном итоге, к продукции. С каждым годом запрос на повышения доверия к результатам оценки соответствия и достоверным испытаниям растёт – граждане всё больше внимания уделяют качеству и безопасности приобретаемой продукции. Промышленность набирает обороты, и это тоже повышает спрос на то, чтобы товары, обращаемые на рынке, соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Добросовестная конкуренция, в том числе и с иностранными производителями, должна обеспечиваться инструментами подтверждения соответствия, заявил Алексей Херсонцев.
Меньше организаций – выше качество
В Росаккредитации считают закономерным процесс снижения количества органов по сертификации. В национальной части Единого Реестра сейчас около шестисот таких органов, но «не все занимаются работой по сертификации, и не все занимаются в целом активной работой». В Росаккредитации прогнозируют дальнейшее уменьшение количества органов по сертификации и ставят перед собой цель к концу 2020 года обелить рынок как минимум на 90%.
«Конечно, мы не говорим о десяти, двадцати или тридцати органах по сертификации, речь идёт о гораздо большем количестве. Но тренд, связанный с сокращением перечня таких организаций, налицо», – сказал Александр Херсонцев.
В 2019 год Росаккредитация приостановила деятельность 335 организаций — почти в два раза меньше, чем в 2018 году. Деятельность же 703 организаций Росаккредитация в 2019 году прекратила вовсе — за аналогичный период 2018 года такая участь постигла более тысячи организаций.
Особое внимание к экспорту
С ростом промышленности и переходом на цифровую экономику растёт запрос на качество метрологических работ. Есть мнение, что в будущем останутся лишь датчики и автоматизированные средства производства, и в этой связи единственное, что в оценке соответствия будет иметь значение – это точность измерения: «Футурологи говорят о том, что с развитием цифровых платформ роль органов по сертификации будет снижаться, а на первом плане будут инспекционные органы. Тем не менее, мировая практика показывает, что запрос на оценку третьей стороной остаётся актуальным».
Руководитель Росаккредитации отметил, что в контексте экспортного проекта и содействия российским производителям растёт задача подтверждения компетентности органов по сертификации средствами МСИ (межлабораторных сличительных испытаний). Во многих странах этому уделяется ключевое внимание, и существуют обязательные, хотя и не формализованные требования о том, что лаборатории, чьи протоколы сопровождают ввозимую в страну продукцию, должны участвовать в программах МСИ.
Если продукция не была сертифицирована надлежащим образом, завезена в Россию и находится на её территории, то применение пересертификации невозможно – необходимо проводить сертификацию с нуля.
Ключевые нормативные изменения
Ключевое событие 2019 года – ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Национальный институт по аккредитации развернул серьёзную работу, связанную с разъяснением положений нового стандарта – существуют даже он-лайн курсы для перехода к ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Документ установил общие требования к лабораториям: к их компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию. ГОСТ 17025 может применяться для оценки всех лабораторий, независимо от численности персонала. Особое внимание в новом стандарте уделяется вопросам, связанным с метрологической прослеживаемостью, отметил Херсонцев.
Изменения коснутся экспертов по сертификации. Законодательно новые требования сформулированы мягко: сведения о физических лицах, выполняющих работы по оценке соответствия, должны содержаться в Реестре аккредитованных лиц. Но де-факто – это формирование Реестра экспертов по сертификации. Документ вступил в силу летом 2019 года, и уже сформирована соответствующая база данных. По словам Херсонцева, эти данные будут важны для применения Постановления Правительства №1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него». В дальнейшем Реестр так же будет использоваться при проведении процедур подтверждения компетентности и оценки кадрового состава органов по сертификации.
Приказ Минэкономразвития №89 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации» вступил в силу 7 сентября 2019 года. Документ внёс изменения в изображение знака национальной системы аккредитации; в перечень сведений, содержащихся в акте экспертизы; в форму заявлений о предоставлении государственных услуг и в другие положения.
Не «ещё одна бумажка»
Алексей Херсонцев призвал аккредитованных лиц не забывать и о том, что документы, сопровождающие продукцию, в понимании их основных потребителей – покупателей, заказчиков, ритейла – это документы, выданные государством. Он отметил, что долгое время такие документы воспринимались как приложение к документам для осуществления внешнеэкономической деятельности – «ещё одна бумага при растаможке».
По материалам
информационного портала ПроВэд-Медиа.рф