Таможенные риски — СУРовые будни
Верховный суд отменил положение о применении СУР, а также согласовывается новая реакция приказа по категорированию участников ВЭД.
Верховный суд РФ признал недействующим Приказ ФТС России о применении системы управления рисками (приказ ФТС России от 16.05.2018 № 700дсп «Об утверждении Положения о применении системы управления рисками»).
Высший судебный орган страны решил, что указанное положение устанавливает порядок действий уполномоченных должностных лиц таможни в рамках таможенного контроля с использованием системы управления рисками (СУР). Изучив пункты положения, суд пришел к выводу, что оно распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитано на неоднократное применение.
Подобные акты должны быть зарегистрированы в Минюсте и официально опубликованы. Положение такие процедуры не прошло. Верховный суд признал недействующим приказ ФТС от 16 мая 2018 года № 700дсп «Об утверждении Положения о применении системы управления рисками».
Полный текст решения Верховного суда по ссылке.
Указанный приказ в июле 2019 года был переиздан, как это часто бывает в ФТС России на аналогичное положение с новыми реквизитами, но неизменившейся сутью.
Однако важно отметить, что Верховный суд признал приказ ФТС России недействующим со дня его принятия. И вот это уже интересно, так как все действия, которые были осуществлены в период действия этого приказа до его отмены могут оспорены. На данный момент юристы заинтересовано изучают, в каких решениях таможенных органов (например решения о корректировке таможенной стоимости, возбуждении дел об АП, назначении экспертизы и пр.) есть отсылки напрямую к отмененному приказу или хотя бы номерам документов (например профилей рисков), которые изданы в рамках указанной инструкции.
Не исключено, что появятся прецеденты отмены ранее принятых решений таможенных органов в связи с признанием указанного приказа ФТС России недействительным.
Высший судебный орган страны решил, что указанное положение устанавливает порядок действий уполномоченных должностных лиц таможни в рамках таможенного контроля с использованием системы управления рисками (СУР). Изучив пункты положения, суд пришел к выводу, что оно распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитано на неоднократное применение.
Подобные акты должны быть зарегистрированы в Минюсте и официально опубликованы. Положение такие процедуры не прошло. Верховный суд признал недействующим приказ ФТС от 16 мая 2018 года № 700дсп «Об утверждении Положения о применении системы управления рисками».
Полный текст решения Верховного суда по ссылке.
Указанный приказ в июле 2019 года был переиздан, как это часто бывает в ФТС России на аналогичное положение с новыми реквизитами, но неизменившейся сутью.
Однако важно отметить, что Верховный суд признал приказ ФТС России недействующим со дня его принятия. И вот это уже интересно, так как все действия, которые были осуществлены в период действия этого приказа до его отмены могут оспорены. На данный момент юристы заинтересовано изучают, в каких решениях таможенных органов (например решения о корректировке таможенной стоимости, возбуждении дел об АП, назначении экспертизы и пр.) есть отсылки напрямую к отмененному приказу или хотя бы номерам документов (например профилей рисков), которые изданы в рамках указанной инструкции.
Не исключено, что появятся прецеденты отмены ранее принятых решений таможенных органов в связи с признанием указанного приказа ФТС России недействительным.
Также на портале проектов нормативных актов разместили новую редакцию приказа по категорированию участников ВЭД.
Проект документа, подготовленный Минфином, определяет правила проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность его проведения, критерии, характеризующие деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условия отнесения указанных лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска и условия дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также правила проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска.
По своему содержанию документ мало чем отличается от действующей версии. В нем установлены условия отнесения лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска и дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, отнесенными к категории низкого уровня риска, а также Перечень из 33-х критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции.
Документом установлено, что категорирование осуществляется в форме автоматизированного анализа информации с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в отношении лиц, совершающих таможенные операции и являющихся декларантами товаров.
Обсуждение проекта приказа продлится до 8 октября.
Проект документа, подготовленный Минфином, определяет правила проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность его проведения, критерии, характеризующие деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условия отнесения указанных лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска и условия дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также правила проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска.
По своему содержанию документ мало чем отличается от действующей версии. В нем установлены условия отнесения лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска и дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, отнесенными к категории низкого уровня риска, а также Перечень из 33-х критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции.
Документом установлено, что категорирование осуществляется в форме автоматизированного анализа информации с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в отношении лиц, совершающих таможенные операции и являющихся декларантами товаров.
Обсуждение проекта приказа продлится до 8 октября.
Отметим, что указанные инструкции раскрывают общие положения и порядок действий должностных лиц, при этом основные индикаторы риска и их значения, на основании которых принимаются решения в рамках Системы управления рисками (как с использованием программных средств, так и по усмотрению инспектора), относятся к категории «для служебного пользования» (сокращенно ДСП) и не раскрываются в указанных нормативных документах.
В завершении уместно процитировать комментарий в одной из социальных сетей «самый крепкий материал в России — это ДСП, уж как чего из ДСП сделают, так уж потом и верховным судом не сломаешь».
В завершении уместно процитировать комментарий в одной из социальных сетей «самый крепкий материал в России — это ДСП, уж как чего из ДСП сделают, так уж потом и верховным судом не сломаешь».