В 2020 году неуплата экосбора и неподача отчётности о его уплате грозят административными штрафами
На вопрос о том, что такое экосбор, многие недоумённо пожимают плечами. Информация же о том, что за его уплату необходимо отчитываться под страхом административной ответственности и штрафов, и вовсе вводит в ступор. О том, что нужно знать об экологическом сборе и почему это важно, рассказываем ниже.
Матчасть
Статью об экологическом сборе в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ввели пять лет назад. Что это за товары, как водится, придумали гораздо позже: в 2017 году Правительство РФ своим распоряжением № 2970-р утвердило перечень товаров и упаковки, которые подлежат утилизации по факту утери эксплуатационных характеристик. Список товаров в этом документе обширный – от текстильных изделий до фильтров для двигателей внутреннего сгорания.
Обязанность по уплате экосбора закон закрепил за производителями и импортёрами товаров по каждой группе товаров и группе упаковки товаров. Но распространяется эта обязанность только на готовые товары и упаковку, произведённые или импортированные в целях реализации потребителям. Если товар ввозится для личных нужд импортёра, экологический сбор не уплачивается и отчётность не предоставляется. Те производители и импортёры, которые самостоятельно утилизируют упаковку и изделия, от уплаты сбора также освобождены.
Закон обязывает уплачивать экосбор, как и подавать отчётность о его уплате, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным периодом (например, сбор и отчётность за 2019 год — до 15 апреля 2020 года).
Если произведённые или ввезённые товары — не готовы к употреблению, экологический сбор уплачивается только за упаковку. Но если утилизировать товар полностью не удалось, то оплатить сбор придётся за не утилизированную часть. Нормативы по утилизации отходов установлены распоряжением Правительства № 2971-р. Важно, что даже если для товара предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору, и платить за его утилизацию производители и импортёры не должны, подавать отчётность в Росприроднадзор всё равно нужно.
Статью об экологическом сборе в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ввели пять лет назад. Что это за товары, как водится, придумали гораздо позже: в 2017 году Правительство РФ своим распоряжением № 2970-р утвердило перечень товаров и упаковки, которые подлежат утилизации по факту утери эксплуатационных характеристик. Список товаров в этом документе обширный – от текстильных изделий до фильтров для двигателей внутреннего сгорания.
Обязанность по уплате экосбора закон закрепил за производителями и импортёрами товаров по каждой группе товаров и группе упаковки товаров. Но распространяется эта обязанность только на готовые товары и упаковку, произведённые или импортированные в целях реализации потребителям. Если товар ввозится для личных нужд импортёра, экологический сбор не уплачивается и отчётность не предоставляется. Те производители и импортёры, которые самостоятельно утилизируют упаковку и изделия, от уплаты сбора также освобождены.
Закон обязывает уплачивать экосбор, как и подавать отчётность о его уплате, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным периодом (например, сбор и отчётность за 2019 год — до 15 апреля 2020 года).
Если произведённые или ввезённые товары — не готовы к употреблению, экологический сбор уплачивается только за упаковку. Но если утилизировать товар полностью не удалось, то оплатить сбор придётся за не утилизированную часть. Нормативы по утилизации отходов установлены распоряжением Правительства № 2971-р. Важно, что даже если для товара предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору, и платить за его утилизацию производители и импортёры не должны, подавать отчётность в Росприроднадзор всё равно нужно.
Формула экологии
Цель экосбора – финансирование государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, собранные средства должны идти на строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов для обезвреживания опасных веществ. Второе особенно актуально в связи с возобновившимся ввозом «урановых хвостов» из Европы.
Экосбор отнесли к неналоговым доходам федерального бюджета, назначив его администратором, получателем и органом контроля Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Чтобы встать на учёт в качестве плательщика экосбора, не обязательно предпринимать какие-либо действия: учёт лиц, производящих и ввозящих товары, осуществляется при подаче ими соответствующей отчётности.
Обратим внимание, что Росприроднадзор учитывает при этом сведения Федеральной таможенной службы (ФТС), Минпромторга, налоговых органов и органов статистики.
Для расчёта сбора применяется специальная формула: ЭС = С × Т × Н, где ЭС – сумма экологического сбора; С – ставка сбора; Т – масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации; Н – норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях). Ставки сбора приведены в постановлении Правительства от 9 апреля 2016 года № 284. Плательщики сбора должны самостоятельно рассчитать объём товаров, подлежащих утилизации. Если товары утилизируются частично, то в формулу по расчёту сбора включается только их неутилизированный объём. Сведения о расчёте сбора также необходимо передать в Росприроднадзор.
Цель экосбора – финансирование государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, собранные средства должны идти на строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов для обезвреживания опасных веществ. Второе особенно актуально в связи с возобновившимся ввозом «урановых хвостов» из Европы.
Экосбор отнесли к неналоговым доходам федерального бюджета, назначив его администратором, получателем и органом контроля Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Чтобы встать на учёт в качестве плательщика экосбора, не обязательно предпринимать какие-либо действия: учёт лиц, производящих и ввозящих товары, осуществляется при подаче ими соответствующей отчётности.
Обратим внимание, что Росприроднадзор учитывает при этом сведения Федеральной таможенной службы (ФТС), Минпромторга, налоговых органов и органов статистики.
Для расчёта сбора применяется специальная формула: ЭС = С × Т × Н, где ЭС – сумма экологического сбора; С – ставка сбора; Т – масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации; Н – норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях). Ставки сбора приведены в постановлении Правительства от 9 апреля 2016 года № 284. Плательщики сбора должны самостоятельно рассчитать объём товаров, подлежащих утилизации. Если товары утилизируются частично, то в формулу по расчёту сбора включается только их неутилизированный объём. Сведения о расчёте сбора также необходимо передать в Росприроднадзор.
Формы отчётности
По экологическому сбору есть четыре формы отчётности. Первая – предусмотренная постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 год № 1417 декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включённых в перечень. Импортёры предоставляют декларацию в отношении импортированных в Россию товаров и упаковки, как из третьих стран, так и из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В декларацию включается информация о количестве товаров и упаковки на основании таможенных и товаросопроводительных документов. Важно отметить, что многооборотная упаковка декларируется как товар.
Вторая форма – отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2015 года № 1342. В эту форму необходимо внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в отчётном году. Если товары вообще не утилизировались, нужно сдавать нулевую отчётность о выполнении нормативов утилизации. Срок предоставления отчётности – до 1 апреля года, следующего за отчётным.
Третья форма – расчёт суммы экологического сбора, установленный приказом Росприроднадзора от 22 августа 2016 года № 488. Она необходима в тех случаях, когда организация не утилизировала товар и упаковку, либо утилизировала, но в меньшем объёме, чем установлено нормативом. Четвёртая форма – отчёт об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров, регламентированный постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1520. Эта форма — для тех организаций, у которых такие объекты утилизации есть, чтобы предоставить сведения о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.
Всю отчётность можно сдать напрямую через портал Росприроднадзора, вход на который осуществляется через «Госуслуги». Для этого организация должна быть зарегистрирована в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
По экологическому сбору есть четыре формы отчётности. Первая – предусмотренная постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 год № 1417 декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включённых в перечень. Импортёры предоставляют декларацию в отношении импортированных в Россию товаров и упаковки, как из третьих стран, так и из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В декларацию включается информация о количестве товаров и упаковки на основании таможенных и товаросопроводительных документов. Важно отметить, что многооборотная упаковка декларируется как товар.
Вторая форма – отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2015 года № 1342. В эту форму необходимо внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в отчётном году. Если товары вообще не утилизировались, нужно сдавать нулевую отчётность о выполнении нормативов утилизации. Срок предоставления отчётности – до 1 апреля года, следующего за отчётным.
Третья форма – расчёт суммы экологического сбора, установленный приказом Росприроднадзора от 22 августа 2016 года № 488. Она необходима в тех случаях, когда организация не утилизировала товар и упаковку, либо утилизировала, но в меньшем объёме, чем установлено нормативом. Четвёртая форма – отчёт об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров, регламентированный постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1520. Эта форма — для тех организаций, у которых такие объекты утилизации есть, чтобы предоставить сведения о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.
Всю отчётность можно сдать напрямую через портал Росприроднадзора, вход на который осуществляется через «Госуслуги». Для этого организация должна быть зарегистрирована в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Внимание, ответственность
Причина, по которой многие не интересовались экосбором, проста и понятна: отсутствие какой бы то ни было ответственности. Но ситуация кардинально изменилась: начиная с 2020 года (то есть в отношении сбора и отчётности за 2019 год) субъектам грозят административные штрафы как за неуплату сбора, так и за неподачу отчётности. Статья 8.41.1 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неуплату в установленные сроки экосбора, а также статья 8.5.1. об ответственности за нарушение порядка представления отчетности введены 17 июня 2019 года.
Например, неуплата сбора по каждой группе товаров или упаковки производителем или импортёром товаров, грозит штрафом для юридических лиц в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки, но не менее 500 тысяч рублей. А за непредставление отчётности или сдачу её с опозданием юридические лица заплатят штраф в размере от 70 до 150 тыс. руб.
О том, как будут работать эти статьи, станет понятно только ко второй половине 2020 года. На наш запрос в Ассоциации импортёров и экспортёров сообщили, что «члены Ассоциации в дирекцию по правовой поддержке с подобным вопросом не обращались«, что ещё раз подтверждает: 2020 год с его ответственностью за экосбор для многих станет неприятным сюрпризом.
— Многие импортёры не подозревают ни об экосборе, ни о вновь введённой ответственности, а перечень товаров, по которым сбор надо платить, огромен. Но дело ещё и в другом. Ни для кого не секрет, что многие таможенные представители возят для клиентов грузы что называется «на свои компании», но, разумеется, в счёт клиентам никто эти сборы не включал, а значит, весна 2020-го, когда придёт срок подачи отчётности за 2019 год, может стать для многих импортёров и тампредов — в прямом смысле слова — дорогим, — говорит адвокат, юрист по таможенным делам Дмитрий Афинагентов.
Нарушения, связанные с уплатой экосбора, Росприроднадзор выявляет в ходе контрольных мероприятий – в течение 3 месяцев в ведомстве проверяют представленные производителями или импортёрами декларации, отчётность и расчёты. В рамках проверки поданной декларации Росприроднадзор может истребовать копии первичных учётных или таможенных документов, а при проверке отчётности — запросить копии договоров и актов по утилизации отходов. Если в Росприроднадзоре обнаружат, что субъект не уплатил сбор или не представил отчётность, – направят требование о добровольном погашении задолженности. Если же задолженность не будет погашена в срок, взыскивать её будут в судебном порядке.
Причина, по которой многие не интересовались экосбором, проста и понятна: отсутствие какой бы то ни было ответственности. Но ситуация кардинально изменилась: начиная с 2020 года (то есть в отношении сбора и отчётности за 2019 год) субъектам грозят административные штрафы как за неуплату сбора, так и за неподачу отчётности. Статья 8.41.1 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неуплату в установленные сроки экосбора, а также статья 8.5.1. об ответственности за нарушение порядка представления отчетности введены 17 июня 2019 года.
Например, неуплата сбора по каждой группе товаров или упаковки производителем или импортёром товаров, грозит штрафом для юридических лиц в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки, но не менее 500 тысяч рублей. А за непредставление отчётности или сдачу её с опозданием юридические лица заплатят штраф в размере от 70 до 150 тыс. руб.
О том, как будут работать эти статьи, станет понятно только ко второй половине 2020 года. На наш запрос в Ассоциации импортёров и экспортёров сообщили, что «члены Ассоциации в дирекцию по правовой поддержке с подобным вопросом не обращались«, что ещё раз подтверждает: 2020 год с его ответственностью за экосбор для многих станет неприятным сюрпризом.
— Многие импортёры не подозревают ни об экосборе, ни о вновь введённой ответственности, а перечень товаров, по которым сбор надо платить, огромен. Но дело ещё и в другом. Ни для кого не секрет, что многие таможенные представители возят для клиентов грузы что называется «на свои компании», но, разумеется, в счёт клиентам никто эти сборы не включал, а значит, весна 2020-го, когда придёт срок подачи отчётности за 2019 год, может стать для многих импортёров и тампредов — в прямом смысле слова — дорогим, — говорит адвокат, юрист по таможенным делам Дмитрий Афинагентов.
Нарушения, связанные с уплатой экосбора, Росприроднадзор выявляет в ходе контрольных мероприятий – в течение 3 месяцев в ведомстве проверяют представленные производителями или импортёрами декларации, отчётность и расчёты. В рамках проверки поданной декларации Росприроднадзор может истребовать копии первичных учётных или таможенных документов, а при проверке отчётности — запросить копии договоров и актов по утилизации отходов. Если в Росприроднадзоре обнаружат, что субъект не уплатил сбор или не представил отчётность, – направят требование о добровольном погашении задолженности. Если же задолженность не будет погашена в срок, взыскивать её будут в судебном порядке.
По материалам
информационного портала ПроВэд Медиа
информационного портала ПроВэд Медиа