Вчера 16.10.2019 в ФАС прошло заседание по вопросу нарушения ФТС России антимонопольного законодательства в рамках Хартии добросовестных участников ВЭД и предоставления информации о категории риска участника ВЭД в личном кабинете на портале ФТС России.
Напомним, что на официальном сайте ФТС России размещена информация о том, что для получения доступа к сервису информирования о категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо присоединение к «Хартии добросовестных участников ВЭД» путем предоставления своих электронных подписей в поддержку Хартии. Лица, не присоединившиеся к Хартии, будут лишены доступа к информации о категории уровня риска.
Сервис информирования компаний о категории уровня риска наглядно показывает текущую категорию уровня риска участника ВЭД и предупреждает о возможном повышении уровня риска, если оценка работы компании приближается к пороговому значению, отделяющему ее от следующей категории.
В мае 2019 года ФАС направила в адрес ФТС России предупреждение о необходимости устранения указанного ограничения по допуску участников ВЭД к сервису информирования о категории уровня риска участников ВЭД.
Естественно ФТС России ничего не устранила и мотивированно отказала ФАС.
В августе 2019 года ФАС возбудила дело в отношении ФТС по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».
Попутно представители бизнеса подали жалобу в ФАС на ФТС России в рамках этой ситуации, которую рассмотрели 16.10.2019.
По результатам рассмотрения по заявлению отказ, мотивировка отказа будет подготовлена в ближайшее время.
По словам очевидцев причины 2.
Первая — от заявителя никого не было и представители таможни пользовались этим и рассказывали, как у них все идеально, а обратная позиция не была представлена.
У ФАС нет примеров ущерба от действий ФТС России.
На данный момент вопрос закрыт.
Но, если бы у ФАС  были бы например вот такие примеры, как описаны ниже, то исход мог бы быть совсем другим.
Представим например, что компании «Ромашка» и «Лютик» попали в категорию Высокого уровня риска, но компания «Ромашка» знает об этом, а компания «Лютик» не знает. То есть при таможенном оформлении у обоих компаний высока вероятность того, что будут проводиться формы таможенного контроля, в том числе таможенный досмотр. Это в свою очередь может привести к дополнительным простоям на терминале. Компания «Ромашка», пользуясь информацией, может заказать такого перевозчика, у которого простои дешевые, может поехать на такой СВХ, где дешевое хранение. Компания «Лютик», не обладая информацией о своем уровне риска, закажет такого перевозчика, у которого фрахт дешевый (а простои может быть и дорогие). В итоге «Лютик» заплатит больше.
Как говорят эксперты, которые были на заседании, если бы указанная гипотеза была доказана (или хотя бы озвучена), исход дела мог быть бы другим.
Напомним, что Хартию могут подписать российские и иностранные юрлица и индивидуальные предприниматели. Декларация о поддержке Хартии была подписана в октябре 2017 г. на XVIII Международной выставке «Таможенная служба-2017». Декларацию подписали главы крупнейших российских бизнес-ассоциаций, таких как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата России, «Деловая Россия» и «Опора России».
По состоянию на данный момент к Хартии, согласно информации на официальном сайте, присоединились порядка 1900 организаций. Из иностранных компаний можно отметить Ernst & Young, которая подписала Хартию в феврале 2018 г. Всплеск активности в подписании Хартии начался в марте и был вызван ограничением о представлении информации о категории риска.
Смотрим дальше, будет ли продолжение у истории.
По материалам
официального сайта ФАС
официального сайта Хартии добросовестных участников ВЭД
информационного портала АльтаСофт
информации от Сергея Маркелова