В настоящее время таможенными службами Российской Федерации и Китайской Народной Республики реализуется совместный российско-китайский проект по упрощению перемещения товаров «Зеленый коридор», который заключается в информационном взаимодействии экспортеров, импортеров и таможенных служб двух стран в двустороннем формате и на паритетной основе.
Участвовать в проекте могут любые добросовестные российские и китайские компании, заключившие между собой договор на поставку товаров. Перечини экспортеров и импортеров заранее согласовываются таможенными службами России и Китая в рамках информационного обмена. Какие-то конкретные требования к компаниям пока не озвучивались.
Предполагается, что будет следующая схема взаимодействия.
Китайский экспортер направляет в таможенную службу КНР сведения об экспортируемой поставке.
После проведения таможенного контроля таможенный орган КНР присваивает товарной партии уникальный идентификационный номер — UCR.
Китайский экспортер заблаговременно направляет UCR, перевозчику, который должен передать его (вместе с документами, необходимыми для осуществления таможенных операций) в пункте пропуска должностному лицу таможенного органа РФ, и декларанту для указания UCR в декларации на товары. Российский таможенный орган при декларировании товарной партии с UCR сверяет сведения, полученные от таможенной службы Китая, со сведениями, заявленными в декларации на товары.
В случае соответствия указанных сведений участнику ВЭД предоставляются упрощения, предусмотренные проектом «Зеленый коридор». Аналогичный алгоритм предусмотрен для экспорта российских товаров в Китай.
По мнению экспертов, если проект будет реализован именно так, как декларируется, то это действительно удобно, в том числе в рамках подтверждения таможенной стоимости, по поставкам на которые сработали стоимостные профили рисков.
Если ФТС сможет видеть экспортную декларацию, поданную на китайскую таможню, и будет ее принимать, то это позволит снять вопрос с доказательством таможенной стоимости. Тут же правда возникает вопрос, как этот проект будет существовать в условиях того, что, как всем известно, в Китае в рамках «скрытого субсидирования Китайского бизнеса» товар «по документам» экспортируется по ценам сильно выше, чем по факту. И это характерно в том числе и для «добросовестного бизнеса».
Также подобная технология упрощений уже ранее существовала в рамках взаимодействия между таможенными службами Турции и России. Но на практике было очень много нюансов (в основном по требованиям к документам со стороны таможенных органов), которые в итоге вызывали затруднения в процессе прохождения таможенных формальностей.
Также аналогичный «зеленый коридор» пытались наладить и с Европой.
Но, на данный момент проект реализован только с Финляндией, хотя вопросы сотрудничества в таможенной сфере и потенциал достижения договоренности по запуску проекта «зеленый коридор» Россия и Европейская комиссия обсуждали еще в 2017 году.
По материалам
сайтов СЗТУ и ДВТУ
информационного портала Логирус