Недавно прошла информация о соглашении Таможенных служб РФ и КНР по запуску «Упрощенного таможенного коридора», который также называют «Зеленым коридором».
Вокруг этого вопроса много неопределенности, и, анализируя отзывы в сети по этому вопросу, можно прийти к выводу, что профессиональных кругах эту таможенную инициативу пока не воспринимают серьезно.
Такое отношение обусловлено, в том числе тем, что истории уже известны случаи подобных «Зелено- коридорных» экспериментов и их результаты для бизнеса.
Мы решили немного «покопаться в истории» и поднять информацию, а что же это за явление и кому от этого хорошо.
Для начала обратим внимание, что в мире ВЭД «Зеленым коридором» чего только не обзывают: от соответствующих ворот с табличкой в аэропорту до категорирования участников ВЭД в рамках системы управления рисков и упрощений УЭО. Сразу уточним, что «Зеленый коридор», о котором мы сейчас говорим, это технология упрощенного совершения таможенных операций за счет информационного обмена между таможенными службами разных государств, участвующих в проекте в рамках международных соглашений. Проект основан на обмене предварительной информацией, контроле торгующих партнеров таможенными службами и взаимном признании их добропорядочности. Одно из главных достоинств этой системы, по мнению таможенников, заключается в том, что она способствует ускорению и сокращению сроков прохождения таможенных операций.
Первый эксперимент в рамках проекта «Зеленый коридор» осуществлялся между службами России и Финляндии с 2003 года.
Однако наиболее обсуждаемым примером реализации проекта стал «Зеленый коридор» для Турецких товаров.
В 2008 году стороны подписали протокол об упрощении таможенных процедур, с ноября 2009 года проект стартовал в Аэропорте Внуково, более того в 2011 году во Внуковской таможне начали оформлять Турецкие товары, перемещаемые автомобильным транспортом.
В 2013 году между странами был подписан меморандум о взаимопонимании в области применения процедуры «Упрощенный таможенный коридор», а в сентябре 2014 года — положение о создании совместного таможенного комитета между ведомствами России и Турции. В 2014 же году зону действия технологии расширили и «Упрощенный таможенный коридор» для турецких товаров начали реализовывать также в других таможенных органах, в которых исторически концентрировался объем оформления Турецких товаров (Брянская, Калужская, Курская, Смоленская, Северо-Осетинская, Минераловодская, Ростовская, Краснодарская и Новороссийская таможни).  С 1 июня 2018 года в рамках проекта информационный обмен между странами происходит только в электронной форме без отправки документов на бумажном носителе
Преимущественно в рамках «Зеленого коридора» оформляют овощи, фрукты, молочные продукты, одежду и обувь.
Однако, несмотря на то, что проект продолжается и действует, есть нюансы, которые также нельзя не упомянуть.
Как отзываются специалисты по таможенным операциям, которые на практике готовили документы и оформляли таможенные декларации в рамках указанного проекта, из-за одной запятой или пробела таможенные органы России могли не применить «режим упрощенного таможенного контроля». При этом Турецкие контрагенты не понимали, в чем проблема, почему их товары «стоят на таможне», и что делать, чтобы оперативно решить проблемы.
Более того, неоднократно в рамках системы управления рисками таможенные органы России применяли полный перечень мер таможенного контроля к Турецким таврам, в том числе и тем, которые оформлялись в рамках «Зеленого коридора». Как правило «тотальный» контроль Турецких товаров начинался, как реакция на более высокие «политические течения» во взаимодействии России с зарубежными странами. Сильнее всего такие меры сказывались на скоропортящихся товарах, на которые приходится большая доля объема перемещаемых в рамках «Зеленого коридора» товаров.
Кстати, Финский «Зеленый коридор», в рамках санкционной политики столкнулся с проблемой перевода документооборота полностью в электронный формат в связи с запретом со стороны ЕС прямого информационного обмена с госорганами России.
Далее представители ФТС на различных трибунах неоднократно заявляли о желании создать «Зеленый коридор» с другими странами. В новостях в различные годы фигурировали такие страны как, Египет, Иордания, иные страны Европы, кроме Финляндии.
Но на практике это пока ничем не закончилось.
И вот теперь пришло время широкого обсуждения проекта «Зеленый коридор» для Китайских товаров. Проект, упрощающий перемещение товаров между странами, начали обсуждать еще в 2017 году. Тогда же начался и отбор компаний, которые могли бы принять участие в пилоте. Но несмотря на свою многолетнюю историю, проект только сейчас начал набирать обороты.
На сегодняшний день в рамках Китайского «Зеленого коридора» в перечень включено только 33 российских компании. Среди них преимущественно крупные предприятия.
Как мы писали ранее, для участия в проекте необходимо направить заявку в региональное таможенное управление по установленной форме.
Однако, гарантий по включению в перечень таможенники не дают.
Чем на практике закончится реализация Китайского «Зеленого коридора», особенно для представителей среднего и малого бизнеса, нам еще предстоит увидеть.
А в качестве заключения…
1 апреля 2005 года на одном из профильных порталов фигурировала статья, в которой, в рамках «Зеленого коридора» предполагалось создание системы поощрений для добросовестных участников ВЭД, которые в рамках ежемесячной лотереи получили бы право воспользоваться в течение месяца следующими привилегиями:
— гарантированное отсутствие досмотра каждого третьего груза;
— снижение таможенной стоимости в размере 50% от заявленного в ГТД для каждого четвертого груза с возвратом излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов по данному грузу на счет участника ВЭД;
— размещение текстового рекламного блока на оттиске «Выпуск разрешен» в (пределах зоны деятельности таможни).
Это была хорошая «первоапрельская шутка», прошло более 10 лет с того момента и мы точно знаем, что таможенный досмотр и иные формы таможенного контроля в рамках генератора случайных чисел применяется в том числе и на «Зеленый коридор». Тоже своеобразная лотерея.
Так что, там где дело касается упрощений и «зеленых коридоров» (теперь уже в самом широком понимании этого термина) … Не до шуток и не до смеха.
А в качестве пост-скриптума…
На пошлой неделе президент России В.В. Путин на международной конференции фонда «Керен ха-Йесод» заявил, что в настоящее время ведется работа по запуску так называемого «Зеленого коридора» для упрощения поставок сельскохозяйственных продуктов из Израиля. Интересно, какое понимание «Зеленого коридора» имеется в виду в этот раз?