Как на практике прошло внедрение ПИ на морском транспорте (обзор)
Решение Евразийской экономической комиссии № 51 о подаче предварительной информации (ПИ) о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом, вступило в силу с понедельника, 1 июля.
С 1 июля 2019 года морские перевозчики обязаны подавать в таможенные органы обязательную ПИ до прибытия товаров в порт в обязательном объёме, определённом решением комиссии. Так называемую расширенную ПИ может подать любое заинтересованно лицо (экспедитор, таможенный представитель, получатель груза). Задолго до 1 июля участники ВЭД окрестили этот день «чёрным понедельником» — ожидали череды нештатных ситуаций, сбоев в работе программ и коллапса.
Как все прошло?
По словам начальника отдела по внедрению перспективных таможенных технологий СЗТУ Станислава Шкленского, около 70% всех морских перевозчиков уже представляют предварительную информацию в установленном объёме и установленные сроки.
Южное Таможенное Управление ФТС в свою очередь доложило, что уровень ПИ достиг 100%, ни одного сбоя в работе не было).»
Так как же все прошло на самом деле?
По информации одной из профильных групп на facebook подача ПИ «по-новому» обернулась несколькими проблемами для бизнеса. Вот самые критичные из возникших на текущий момент:
Опасные грузы. Если указать признак опасности для судна — 1, то помимо опасных грузов, система просит указать класс опасности для всех остальных грузов, которые опасными не являются и нам приходится руками проставлять класс опасности — 0 для всех не опасных партий товаров (а их большинство). Проблема описана в письме ниже.
В портале не отразилось название судна — ……… — вместо этого указано Container ship.
По поиску в «Табло рейсов» (ни по названию судна, ни по номеру ПИ, ни по названию перевозчика) найти наше судно не получилось — система выдает ошибку. (снимки экрана 1 и 2 -ниже).
В табло рейсов наше судно почему-то указано как принадлежащее перевозчику ………, что не верно»
По имеющейся информации, на 1 июля Fill Bill так и не смог отправить правильно ни одной ПИ, а через Личный кабинет подали и зарегистрировали несколько ПИ. К вечеру 3 июля в «табло рейсов» Личного кабинета на сайте ФТС по всей стране зарегистрировано 181 ПИ от перевозчиков.
Из сообщения ФТС от 3 июля стало известно о том, что таможенное ведомство «зафиксировало затруднения с производительностью при обработке документов, содержащих 1000 и более коносаментов». Из того же сообщения следует, что ФТС готовит очередную новую версию Портала Морской порт, которая позволит обрабатывать «такие большие документы». Сообщают участники ВЭД и о том, например, что «встало» грузовое оформление в Шереметьево и некоторых других регионах: «Программа таможенного оформления обновилась, в том числе по связке для ПИ. Пошли большие задержки в регистрации, выпусках, не видно документов».
Ещё обновлять и обновлять
Таким образом, все как обычно, не то, чтобы гладко, но и не «сойти с ума как плохо».
Как говорят перевозчики – чёрт оказался не так страшен, как его малевали.
Немного подробнее про процесс подачи ПИ.
Предварительной информации от перевозчика присваивается уникальный информационный номер (УИН), который ФТС публикует в Личном кабинете участника ВЭД. Заинтересованное лицо использует тот УИН при подаче своей расширенной предварительной информации – такая опция реализована в Личном кабинете, который ФТС к 1 июля доработала.
Процесс подачи ПИ предполагает, что перевозчик подает ПИ минимум за 6 часов до прибытия судна в порт. ФТС обрабатывает данные, присваивает единый УИН для всех грузов, находящихся на судне. После этого экспедитор или таможенный представитель не позднее чем за 15 минут до прибытия судна в порт подаёт расширенную ПИ. Любую ПИ – как обязательную, так и расширенную – можно подать только за электронной цифровой подписью (ЭЦП). Вся подаваемая информация проходит форматно-логический контроль (ФЛК).
— Подавать расширенную ПИ удобнее всего по номеру предварительной декларации (ПДТ). Это позволит существенно снизить трудозатраты таможенных представителей.
Маерск направили заказчикам разъяснение о порядоке работы по предварительному информированию, с акцентом на то, что предварительноую информацию подавать необходимо непосредственно на таможенном портале. В линию ничего предоставлять не требуется.
Maersk будет отправлять на КПС «Морской порт» манифест в электронном виде и судовую часть.
Касательно УИН ПИТ Maersk сообщает следующее.
Работа участников внешнеэкономической деятельности с ролью «Заинтересованное лицо» (подача предварительной информации о товарных партиях (ПИТ), получение принятых решений) реализована в сервисах Личного кабинета участника ВЭД (http://edata.customs.ru) и не требует регистрации в КПС «Портал Морской порт».
Инструкция по регистрации — http://sea.customs.ru
После регистрации в личном кабинете участника ВЭД будет доступна возможность электронного оформления предварительных уведомлений о прибытии товаров (ПИТ) в таможенные органы до их фактического прибытия на территорию Таможенного союза и получения впоследствии уникального идентификационного номера предварительной информации о товаре (УИН ПИТ).
Полученный УИН ПИТ в линию предоставлять не нужно. УИН ПИТ будет связываться на КПС «Моской порт» после отправки морской линией манифеста в электронном виде.
Примечание: Для корректной привязки УИН ПИТ должен быть создан не раньше чем за 45 дней под прибытия контейнера в порт.
Что дальше?
Увидим, но эксперты рынка обращают внимание, что если обязательное ПИ от перевозчика имеет расхождение с расширенной ПИ, то для таможенного органа это может стать поводом для применения форм контроля.
По материалам:
Информационных рассылок партнеров
Обсуждений вопроса в профильных группах на FaceBook
Про ВЭД Медиа